ВИА “Самоцветы”: “Мой адрес Советский Союз” 1973

Вот удивились бы “балочники” 70-х, предложи им кто в обмене ВИА “Самоцветы”, а ещё больше удивились бы менты, если бы замели кого-то из нас с подобным “компроматом”. Для тех, кто не в курсе: в 70-х милиция регулярно проводила облавы в местах, где собирались меломаны для обмена дисками, а что им было делать, если в продаже их просто не было?.

Попадание в руки блюстителей порядка с “запрещенными” дисками (степень “запрещённости” определялась самими блюстителми преимущественно по дизайну обложек и ассоциативной связи незнакомых иностранных слов, представляете какие перлы рождались?) грозило различными неприятностями: от лёгкого общественного порицания до исключения из комсомола!

А вот ВИА “Самоцветы” можно было слушать и носить безбоязненно и даже смотреть по телевизору, но как назло, а может быть именно поэтому, абсолютно не хотелось. Сейчас, спустя 30 лет, вынужден признать – мы были не правы.

Два-три года назад я наткнулся на подборку песен 70-х годов, послушал, а после этого начал искать целенаправлено.

Это не ностальгия – это хорошая, качественная музыка. Это хорошие тексты и живое исполнение, ну а ВИА “Самоцветы” – это просто воплощение ВИА 70-х годов.

Ретро хрестоматия:

ВИА “Самоцветы”

Вокально-инструментальный ансамбль (Москва). Само название этого организованного в Москве в 1971 ансамбля стало синонимом жанра ВИА со всеми его достоинствами и недостатками. Добившись первоначального успеха с серией мелодичных номеров в битовых традициях, с течением времени “САМОЦВЕТЫ” переключились на банальную и безликую псевдо-патриотическую лирику, стали почти хрестоматийным примером музыкального конформизма, неоднократно меняли состав и распались в середине 80-х годов, превратившись в явный анахронизм.

ВИА “САМОЦВЕТЫ” организовал в 1971 выпускник Московской Консерватории певец и композитор Юрий Маликов. В состав ансамбля вошли выпускник рижского музыкального училища и отделения эстрадной режиссуры ГИТИС Юрий Петерсон (гитара, вокал), выпускник Гнесинского училища Валентин Дьяконов (гитара), Алексей Шачнев (бас), выпускник Воронежского музыкального училища Сергей Березин (клавишные), Геннадий Жарков (труба), Ирина Шачнева (вокал) и Николай Михайлов (барабаны, вокал). ВИА выступал с концертами в Москве, в октябре 1972 выступил на музыкальном фестивале в Дрездене (в то время ГДР), записывал пластинки и выступал на радио и телевидении.

Осенью 1975 фактически весь состав ансамбля ушел от своего художественного руководителя и в том же году был реорганизован под названием “ПЛАМЯ”.

Маликов набрал новых музыкантов. С тех пор через ряды “САМОЦВЕТОВ” прошло множество известных музыкантов: Александр Барыкин (позднее “КАРНАВАЛ”; гитара, вокал); Евгений Казанцев (позднее “КАРНАВАЛ, “СВ”, “ЗВУКИ МУ”; бас); Валерий Хабазин (экс-“МОЗАИКА”; гитара), популярный композитор-песенник Вячеслав Добрынин, певец и пародист Владимир Винокур и т. д.

К 1977 состав “САМОЦВЕТОВ” на время стабилизировался: Маликов, Валерий Хабазин (гитара), Сергей Беликов (бас, вокал), Виталий Кретов (клавишные), Владимир Пресняков (саксофон), Владимир Беседин (труба), Владимир Полонский (барабаны), вокалисты Е. Кобзева, А. Брандов и Е. Курбаков. Годом позже эмигрировавшего в США Хабазина на короткое время сменил Владимир Кузьмин (позднее “КАРНАВАЛ”, “ДИНАМИК”). К началу 80-х годов популярность группы заметно пошла на убыль. Более сильные музыканты уходили, чтобы реализовать себя в новых группах, появлявшихся на профессиональной сцене после рок-фестиваля в Тбилиси (1980).

Недолгий подъем “САМОЦВЕТОВ” в начале 80-х годов в связи с возвращением в их ряды Сергея Беликова (экс-“АРАКС”) вылился в несколько пластинок, на которых изрядно постаревшие музыканты пытались найти себя в новом качестве, однако, после 1986 они окончательно пропали из виду.

В 1996 несколько участников группы конца 70-х годов объединились, чтобы дать серию ностальгических концертов в Москве. Хотя ныне о “САМОЦВЕТАХ” вспоминают довольно редко, сыновья двух его музыкальных лидеров, Юрия Маликова и Владимира Преснякова – Дима Маликов и Владимир Пресняков-младший – сегодня играют значительную роль на отечественной поп-сцене.

Андрей Бурлака по материалам “Кирилла и Мефодия”

Tags: , , , , , , , ,

Comments are closed.